








Метод профессора Игоря Юрьевича
Шехтера
в Санкт-Петербурге

И.Ю.Шехтер
Президент
Международного Университета Шехтера:
"Порождение речи для выражения личных помыслов, а не
воспроизведение
заученных фраз и не конструирование по
речевым шаблонам - вот главное отличие
курса эмоционально- смыслового обучения языкам от всех
других подходов"
| |
Не учить язык, а проживать
жизнь на языке!

Л.М.Муравьева-Беломоина, заместитель директора по научной
и методической работе
Это достижимо, если изучать языки в НОУ
ЦЭСО по удивительной методике профессора
И.Ю.Шехтера.
Всем известно, что научиться, да и
научить, иностранному языку весьма непросто.
Иностранный учат годами, а свободно владеют хотя
бы одним иностранным языком (по данным
Министерства общего и профессионального
образования России) не более 1,3%, т.е. 13 человек из
тысячи.
Почему же так происходит? Потому что,
как отмечает автор эмоционально-смыслового
метода профессор Шехтер, “языку учить — в прямом
смысле этого слова — не надо. Неграмотные, нигде
не учившиеся люди говорят на родном языке.
Когда-то все человечество было неграмотным, но
отнюдь не немым! Не обученный грамоте человек
вразумительно говорит на родном языке,
употребляя сослагательное и повелительное
наклонения, правильные и неправильные глаголы,
деепричастия и т.д.”.
Ныне существующие и наиболее
распространенные, так называемые традиционные,
методики преподавания иностранных языков
сводятся к искусственному построению языка,
когда целое собирается из его частей. Язык
сначала разбирают на звуки, слова, правила. Потом
- собирают. Интенсивные методы от традиционных по
сути ничем не отличаются: они просто более
концентрированы. Еще со времен средневековья
процветает зубрежка и борьба с ошибками, что еще
больше подавляет личность, препятствует
освоению живого разговорного языка.
Главное же состоит в следующем: “учить
(чему бы то ни было) можно только не ломая, не
разрушая личность человека. Традиционные методы
обучения иностранным языкам личность ломают. В
том, как мыслит и говорит человек, и заключается
его сущность, Язык человека - это и есть сам
человек”.
В чем суть метода Шехтера? В том, что
живая речь не конструируется, а порождается.
Речь порождается и развивается говорящим
человеком, даже тогда, когда он говорит на
иностранном
(правильнее сказать – чужом), едва
знакомом языке. И по методу Шехтера мы не учим
человека знанию языка, мы только создаем условия,
при которых человек начинает говорить на языке.
Почему метод назван
эмоционально-смысловым? Во-первых, потому что
обучение идет в комфортных для личности условиях
в эмоциональном и психическом отношении.
Во-вторых, смысл - это актуализация значения.
Желание что-то сказать возникает по разным
причинам, но люди в основном говорят, потому что
у них появляется потребность
довести до окружающих свои мысли. Именно в этот
самый момент, когда слово произносится, значение
слова превращается в смысл.
По “традиции” языку учат так:
заставляют запоминать слова-знаки - предметы,
действия и так далее. Для разных тем разные
наборы знаков. Учат, к сожалению, на уровне
значений. Но на этом уровне нормальные люди
информацией не обмениваются. Так поступают
только животные. А люди говорят не просто
сигналами, как животные, а смыслами, и одно и то же
значение высказывания может выражать разные
смыслы. И наоборот, смысл можно передать разными
словами.
“Задача эмоционально-смыслового
подхода - дать личности осознать свободу выбора.
Никаких заученных тем: смысл передается теми
словами, которые соответствуют жизненному опыту
человека, настроению в данный момент, которые он,
наконец, просто вспомнил.” – так характеризует
свой метод И.Ю.Шехтер.
Нам часто задают вопрос: “А что, “по
Шехтеру” грамматику совсем не проходят?” Нет, в
том понимании, как это принято по традиции, не
проходят. На начальном этапе грамматики вообще
нет. Потом, на втором и третьем циклах, вводятся
занятия по нормированию речи - грамматике,
словообразованию и даже культуре речи, чтобы
человек говорил в соответствии с современной
литературной нормой. Домашних заданий и
экзаменов тоже нет.
Еще одна особенность метода Шехтера -
использование этюдов в отличие от западных
“интенсивов” и метода Китайгородской, где
используются ролевые игры. Разница здесь в
подходе к человеку. Роли - это готовые реплики.
Реплики, да и вообще вся разыгрываемая сценка
выучены заранее, и от учеников требуется
воспроизвести все это как можно ближе к тексту.
Разыгрывать выученный текст по ролям, может быть,
и веселее, чем просто зубрить слова-значения, но,
по сути, разница не велика .
В этюдах же задача совершенно иная.
События меняются, реплики не заучиваются, а
употребляются свои, те, которые пришли на ум
только что. В этюде надо творить, в этюде человек
свободен. Ни сам обучаемый, ни преподаватель
заранее не знают, какие именно слова будут
произнесены. Преподаватель определяет только
завязку события, этюда, и только намеком -
кульминацию. Развязка же непредсказуема.
Этюды — это непредсказуемо и потому
интересно.
Для того, чтобы человек заговорил на
иностранном языке, важнее всего побудить его к
решению проблемы, разбудить в нем желание
говорения, участия в изменяющихся событиях.
Курс обучения по методу Шехтера - это
три цикла по 100 часов каждый (цикл - месяц), по 4
академических часа ежедневно, кроме выходных.
Между циклами, как правило, - перерыв от месяца до
четырех.
Уже после первых 100 часов занятий
человек может достаточно свободно общаться в
обыденной жизни, читать на иностранном языке.
После второго цикла - участвовать в совещаниях,
деловых встречах, выступать на конференциях.
После третьего – вполне свободное владение
разговорным языком. Подчеркнем – разговорным!
Вы, конечно, не станете филологом за эти три
месяца, но вы получите возможность окунуться в
незнакомую ранее языковую среду и чувствовать
себя не только вполне комфортно, но даже с
чувством возросшего уважения к себе. Ведь родной
язык Вы осваиваете всю жизнь, а здесь Вы
осваиваете чужой всего за три месяца!
Однако, необходимо помнить, что язык
должен жить. Читайте книги на иностранном языке,
разговаривайте на нем, переводите и слушайте
речь, песни, смотрите фильмы. А если почувствуете
необходимость “оживить” свой английский или
немецкий, приходите к нам на занятия по
пропедевтике или в воскресный клуб любителей
языка.
В нашем Центре иностранными языками по
методу Шехтера за 16 лет овладело уже несколько
тысяч человек.
Дорогие петербуржцы, если Вы
собираетесь за рубеж или работаете с
иностранцами в России, если Вам нужен живой
разговорный язык, мы всегда рады помочь решить
Вам эту проблему в нашем Центре эмоционально-
смыслового обучения.
| |

Работа в свободное время
Найдите свое место в
"ПИЛИГРИМАХ"
Организационно-штатная структура
Дизайн Вашего дома
Обмен
текстовыми ссылками
Tiens -

Ваше здоровье

Срочно нужен немецкий?
тел. 915-1-147
Уроки разговорного
языка, грамматики, стилистики
дает наш опытнейший преподаватель
|