Статья 4 |
Метод профессора Игоря Юрьевича
Шехтера
И.Ю.Шехтер
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОГО МЕТОДА Метод опирается на те возможности человека, которые обеспечивают его речевую деятельность независимо от знания системных особенностей языка. За основу берется положение о речевой деятельности человека, реализуемой единством процессов смыслообразования и порождения речи, а не сборкой по правилам, схемам и моделям грамматически структурированных предложений. Метод включает обучающихся в непосредственный акт общения между собой для решения жизненных задач, обусловленных динамикой общения в условиях изменяющейся действительности. Обучение проходит в активной деятельности, отмеченной личностным смыслом, эмоционально окрашенной, в привычных для личности психологических нормах речевого поведения. Метод исходит из того, что при говорении смысл актуализуется в готовых языковых формах, не прогнозируемых до момента речи, и, следовательно, не подвергнутых сознательному анализу говорящим. То есть мы, как правило, не знаем, ни какими словами будем говорить, ни в каких формах будем их употреблять. Это относится не только к говорению на родном языке, но, в равной степени, и к живой речи на иностранном языке. Сама эта возможность полагает известную независимость речепорождающих процессов от строго определенного набора заранее заготовленных слов, форм, структур и других характеристик речевых составляющих. Вербальная актуализация субъективна и выступает как одна из форм личностного бытия. Эмоционально-смысловой метод рассматривает это положение как основу общечеловеческой характеристики устной речи. Речевой акт определяется как акт творческий, органически связанный с необратимыми во времени протекаемыми событиями. Таким образом, обеспечивается свобода личности оставаться самим собой с присущими ей показателями принятия решения (как и что сказать) в сложных условиях динамики межличностного общения. В ходе занятий преподаватель озабочен не тем, что надо делать с чужим языком, чтобы он стал доступен человеку (именно это определяет пафос традиционной методики, в том числе и современных интенсивных методов), а тем, что надо делать с человеком, чтобы он овладел неизвестным ему языком. Речь - не простое говорение вслух, а личное участие в той жизни, которая протекает. Язык, являясь не просто средством общения (нет общения ради общения), а средством общения для решения жизненных задач, включается в сферу эмоционально-смысловых устремлений человека. Подобное отношение содействует развитию чувства собственного достоинства каждого обучающегося в отдельности, укрепляет его веру в свои силы, убеждает на практике в его включении в общий речевой поток, создает то радостное ощущение успешного продвижения вперед вместе с другими при овладении чужим языком, без которого язык не может выступать как средство общения. Основу творческого акта речи составляет обеспеченная возможность каждого обучаемого принимать свое, самостоятельное решение, что и как сказать в условиях свободного выбора средств актуализации высказывания. Порождение речи для выражения личных помыслов, а не воспроизведение и конструирование по образцам - главное отличие курса эмоционально-смыслового обучения языкам от всех других подходов. Для разрешения этой задачи разработана специальная технология проведения занятий, которая использует современные взгляды психологии и социологии, по-новому рассматривающие такие явления как память, эмпатия, воображение, творчество и др. Подобный подход привел к новым этапам обучения, более соответствующим естественным фазам развития языковой компетенции человека. Сюда относятся: предъявление материала на уровне смысла, актуализация импровизация, вариантность событий (этюды - в отличие от ролевой игры) и многие другие. Созданы новые типы учебных средств и материалов - комплексный учебник, куда входят новые типы текстов, картотека для решения мыслительных задач, видео- и кинофильмы. Таким образом, метод не предусматривает обучение в отдельности грамматике, лексике, фонетике и пр. В качестве аспектов языка. В нем отсутствует система упражнений и домашних заданий, нет экзаменов и зачетов, вместо них для определения динамики успешности обучения введена система тестов. |
Найдите свое место в
"ПИЛИГРИМАХ"
Срочно нужен немецкий?
|
|